«Кто-то из наших детей станет великим океанологом, экологом, геологом, географом, физиком или биологом»
Преподаватель геологии образовательного центра «Наукасити» Александра Корнилова — один из педагогов курса «Четыре стороны науки», первый набор которого стартует уже 22 февраля.

Она рассказала о том, зачем детям нужна наука, чем «Наукасити» отличается от обычной школы и как помочь ребенку стать успешным и счастливым человеком.



— Как вы пришли в профессию, что на это повлияло?

Это у нас в семье потомственное. Моя бабушка была геологом, дедушка был горняком, родители оба — геологии. Я с юных лет нахожусь в этой области, всё моё детство мы жили в Ильменском заповеднике, поэтому камни и минералы для меня — естественная часть жизни. Был короткий период, когда я хотела стать врачом, потому что мой дедушка был доктором. Но тяга к геологии была гораздо сильнее. Я окончила горный университет, во время учебы ездила в экспедиции, потом исследовала осадочные породы в институте геологии и геохимии.

По второму высшему образованию я — психолог. И работаю именно с детьми и родителями, с семьями. И поэтому начать преподавать в Детском научном центре — это как сложившийся пазл моей карьеры. Я очень рада, что так получилось.



— Как вы оцениваете важность дополнительного образования для младших школьников и, в частности, курсы Детского научного центра?


6-10 лет у ребенка — то самое время, когда ему можно дать максимум полезных базовых знаний. В этом возрасте дети так хорошо и чисто видят мир, школа ещё не успела на них сильно повлиять. Они всё очень живо воспринимают, можно им столько всего рассказать, показать мир со всех сторон. Именно поэтому курс «Четыре стороны науки», в котором я преподаю, разработан для 2-4 классов. Благодаря ему ребенок увидит, что вокруг него целый огромный мир, в котором всё взаимосвязано. В этом возрасте у детей складывается глобальная картина мира, и важно показать её полноценно.


— Чем Наукасити отличается от общеобразовательной школы?


У меня дочка — первоклассница, и я вижу, что то, что они в школе рисуют в тетрадках по «окружающему миру» — это примитивно. Конечно, это тоже интересно и важно, но иногда слишком просто. В Наукасити к детям относятся серьёзнее.

В 6-7 лет у ребенка уже есть свое восприятие мира, ему уже не только «черточки рисовать». Он может понять и впитать гораздо больше информации, интерпретировать её с уникальной детской мудростью.

Тут преподаватели помогают ребенку расти. Он может задавать вопросы, самостоятельно экспериментировать под присмотром педагога. И все мы готовы каждого ученика поддержать, чтобы никто не терял интереса.



— Какое основное отличие мультидисциплинарных курсов от монодисциплинарных?

В рамках мультикурса дети могут выбрать то, что им интересно. Их не грузят по отлаженной программе «от начала до конца», а дают возможность сходить на несколько занятий и определиться с тем, что больше хочется изучать.

Ведь самое важное — это интерес. Если человек идёт за своим интересом, если его в детстве этому научить, то он наверняка добьётся успеха на выбранном поприще. Гораздо полезнее тратить энергию на любимое дело, любимую область знаний. Первые академические, интеллектуальные предпочтения — это первые шаги по дороге к будущей профессии.

Если ребенку говорить, что он должен сделать все уроки от и до, и не позволять ему уделять любимым предметам больше времени, то он, конечно, будет хорошо учиться, окончит школу, может быть, с медалью. Но потом превратится в человека, который без энтузиазма отрабатывает в офисе 8 часов, приходит домой, готовит ужин, смотрит сериал и всё. И у него нет интереса уже ни к чему.

Развивать потенциал в тех областях, которые больше нравятся — это хорошее подспорье для успеха. А человек, который добился успеха в любимом деле, это счастливый человек. Мы же все хотим, чтобы наши дети были счастливы.



— Что открывает детям ваш предмет в рамках курса «Четыре стороны науки»?

На этом курсе мы сосредотачиваем внимание на самых практических и зрелищных аспектах геологии — минералах и и драгоценных камнях. Я стараюсь дать детям понимание того, что всё, что нас окружает, состоит из какого-то вещества. Что некоторые вещества можно найти и использовать. Мы говорим с ними о том, что есть в реальной жизни.

Мы даём им понимание простых вещей, о которых обычно человек не задумывается, раскрываем детям наиболее динамичные и интересные темы, часто применяемые в жизни.

Например, почему в сковороду всегда влезает ровно семь котлет? Одна посередине, а вокруг ещё шесть. Это — плотнейшая упаковка, структура, придуманная природой.

Я стремлюсь донести ученикам мысль о том, что есть чёткая взаимосвязь между тем, как устроено вещество и какие у него из-за этого свойства.

А геммология (наука о драгоценных камнях) — это самое красивое, это, например, про мамины украшения. В институте мы изучали огранки минералов, и невозможно было оторваться, настолько это увлекательно.

Или про культивированный жемчуг, как его выращивают в раковине. Мало кто знает, что культивированный жемчуг сейчас — основная часть рынка, и что за настоящим жемчугом никто уже не ныряет.



— Полезные знания из разных областей — это, безусловно, важно, но нужна ли детям наука в целом?


Ребёнку, как минимум, важно окружение, в котором он развивается. И чем больше рядом с ним и вокруг него людей, которые готовы дать ему что-то полезное или просто его поддержать, тем ему легче осваивать мир. Школа, какая бы она хорошая ни была, может увести ребенка от того, что он хочет.

Наука для детей — это не только, чтобы в будущем ученик стал учёным. Это знания, которые формируют у ребенка имплицитную картину мира. В нашем образовательном центре есть возможность в эту картину «положить» больше, чем даёт школьная программа.

Мы не знаем, кем будут наши дети, но, может быть, кто-то из них станет великим океанологом, экологом, геологом, географом, физиком или биологом, продолжит популяризировать науку и менять наш мир к лучшему. И мы должны помочь им к этому прийти.