«Всех детей привлекает, когда что-то бахает и грохает»
Александр Петров — преподаватель химии в образовательном центре «Наукасити». Он — один из самых молодых и любознательных педагогов центра. Перед стартом мультикурса «Четыре стороны науки» Александра рассказал о том, как пришел к профессии, что самое интересное в науке, которую он выбрал, и что ребёнок получит от обучения.


— Как вы выбрали профессию?

В школе мне нравилась химия и, можно сказать, я пошёл по стопам отца, он — химик. Мне была интересна не только эта наука, но и физика, и у меня получилось поступить на физтех УПИ (ныне УрФУ им. Б.Н. Ельцина). Но специализация была химическая: «Технология материалов современной энергетики».

Мы изучали химические свойства физических процессов. Химия используется для добычи, обработки и обогащения материалов атомной энергетики. Это различные радиоактивные компоненты, в частности, уран.

Всем премудростям работы с этим сложным веществом нас и обучали. Несколько раз я ездил на практику на действующие предприятия по добыче урана. Посмотрел всю технологию изнутри. Даже утрамбовывал уран лопатой в бочку.

Окончив специалитет, я решил продолжить получать образование в химическом направлении и поступил в магистратуру уже на химический факультет в УрГУ (ныне УрФУ им Б.Н. Ельцина), на направление аналитической химии. Там получилось посмотреть на эту науку уже абсолютно с другой стороны.


— Как вы начали преподавать?

Мне всегда было интересно обучать. Раньше у меня самого были сложности: не до конца что-то было понятно из того, что учитель давал на уроке. Мне хотелось самому со своей точки зрения исследовать предмет. А сейчас хочется донести информацию до учеников, чтобы им было легко. В аспирантуре я преподавал химию студентам, это была лабораторная практика. Потом на меня вышли работники Наукасити, я попробовал, и мне очень понравилось работать с детьми.


— Есть ли какие-то особые приёмы в процессе преподавания, чтобы увлечь детей?

Конечно — опыты! Мы подбираем максимально наглядные реакции веществ друг на друга. Всех детей привлекает, когда что-то бахает и грохает, всё то, что они могут визуально оценить. И, конечно, мы делаем всё максимально безопасно, весь процесс чётко контролируется.



— Расскажите, пожалуйста, про ваш предмет в рамках курса «Четыре стороны науки»?


Мы будем изучать химию в быту и в продуктах питания. Дети познакомятся с обыденными вещами, с которыми они соприкасаются дома каждый день. Все будем изучать в лаборатории. Например, мы покажем, как бороться с пятнами на одежде и другими загрязнениями с помощью химических растворов. Дети сами всё увидят, потестируют и сделают выводы.



— Как увлечь детей наукой?

В школе опытов и практики минимум, а химию без этого полноценно не познать. Поэтому у многих детей она не вызывает интереса в рамках основной программы. Наукасити предлагает увлекательную альтернативу, зрелищные и познавательные опыты.

Одна из самых хороших идей — привлекать к работе действующих учёных. Детям интересно узнавать новое от настоящих исследователей, практиков. Они могут увлечь ребенка и сподвигнуть его на дальнейшее изучение химии на своём примере.



— Что вы считаете самым важным в профессии педагога?

Важнее всего заинтересовать ребёнка, удержать его внимание и в доступной форме донести информацию. И, конечно, нужно заботиться о ребёнке, быть внимательным к нему. Нужно себя вести не как учитель, а как друг. И ещё минимизировать страхи. У некоторых людей химия связана с какими-то страхами. Например, что это слишком сложно или даже опасно. Надо показать, что это совсем не так.



— Наблюдали ли вы прогресс у детей после прохождения курсов в Наукасити?

По истечению курса ребенок начинает ориентироваться в различных химических процессах, отличать химию от других явлений, видеть её границы в природе и в жизни. Он понимает, где химия, а где уже физические или биохимические процессы. К тому же он сможет определить области, где химия будет полезна как предмет. И где ею можно выгодно воспользоваться и решить какую-то проблему в повседневной жизни.