Заполните форму
Чтобы мы могли связаться с вами для записи ребенка.
спецкурс по биологии ДЛЯ УЧЕНИКОВ 5-9 классов

Добро пожаловать в Зомбиленд
Взаимодействие вируса и клетки

Специализированный курс по цитологии и вирусологии – это систематизированное изучение некоторых разделов биологии, которое помогает углубить знания из школьной программы и привить интерес к науке.

8 занятий по 60 минут, 1 раз в неделю.
О программе
— Ребята рассмотрят строение клеточных органелл — препятствий для проникновения вирусов в клетки. Узнают природу вируса.
— Ответят на вопросы: болеют ли вирусы и как сделать вирус инструментом инженера-генетика.
— Выполнят проект «Биополимер или организм»: каждый ученик определится с тем, живой вирус или нет, и докажет свою гипотезу.
— Получат навыки микроскопирования, анализа информации, изложения и доказательств гипотез.
— Презентуют результаты своей работы на защите проектов.

Тематический план
Занятие 1
Зачарованные: взаимодействие вируса и клетки
— Жив или мертв: анатомия и физиология вирусов.
— Где начинается живое: уровни организации жизни.
— ДНК и РНК: классификация по Балтимору.

Практическая работа:
Изучение микрофотографий вирусов, сделанных с использованием электронной микроскопии. Исследование с помощью микроскопа клеток растений и животных.
Цель – сравнительный анализ размеров клеток и вирусных частиц.
Занятие 2
Между жизнью и небытием
Анатомия или архитектура: строение вирусов. Выгоды и ловушки паразитизма.
Охотники за вирусами: история вирусологии.

Практическая работа:
Анализ сходств и различий клетки растения и вируса табачной мозаики.
Занятие 3
Виртуозы обмана: проникновение вируса в клетку
Выгоды и ловушки паразитизма.
Вкус жизни: метаболизм только внутри хозяина.
Ключи и отмычки: как обмануть рецепторы.

Практическая работа:
Изучение строения и функций рецепторов клеточных мембран и приспособлений вирусов для «обмана» рецепторов.
Занятие 4
Трудности интервенции: жертвы иммунной системы
Трудности интервенции: жертвы иммунной системы.
Хелперы, киллеры и прочие: разнообразие клеток иммунной системы. Многоярусная защита: иммунитет.
Правила создания Отчета «Биополимер или организм».

Практическая работа:
Исследование с использованием микроскопа клеток крови человека.
Сравнительный анализ строения клеток крови и вирусов.
Занятие 5
Через тернии к ядру: продвижение внутри клетки
Передвижение без проблем: обман транспортных белков клетки.
Разрушение: катастрофа или триумф?
Взлом цитадели: проникновение в ядро клетки.
Фабрика вирусов: сборка и выход вирусных частиц.

Практическая работа:
Составление перечня ресурсов клетки, которые использует вирус от проникновения до формирования дочерних вирусных частиц.
Анализ микрофотографий вирусов-сателлитов, использующих ресурсы клетки через паразитирование внутри вируса-хозяина.
Занятие 6
Кто кого: противостояние вирусов и клеток
Коэволюция: враги, улучшающие друг друга.
Самый эффективный вирус: ВИЧ.
Остановить вовремя: методы борьбы с вирусами.

Практическая работа:
Научный комикс «РНК мир». Дискуссия о пользе вирусов
Занятие 7
Игра в прятки: изменчивость вирусов
Мутации на форсаже: скорость изменения генотипов вирусов.
Стремление к совершенству: эволюция вирусов.
Прионные белки.

Практическая работа:
Исследование с помощью микроскопа нормальной ткани мозга и ткани мозга, поврежденной прионом.
Занятие 8
Семинар «Биополимер или организм»
Представление учебного проекта «Биополимер или организм».